Для чего нужен «Лежачий полицейский»?
«Лежачий полицейский» – искусственная дорожная неровность (ИДН), которая устанавливается поперек проезжей части для ограничения движения транспортных средств. Принятие решения о его расположении основывается на результатах анализа аварийности на отдельных участках с учетом интенсивности движения и дорожных условий. Проезжая возвышение, водители снижают скорость во избежание повреждения автомобиля. Чаще всего он применяется возле пешеходных переходов, парков, школ, детских садов или в жилых зонах (за 10-15 метров до опасных участков дороги). В редких случаях устанавливаются в тестовом режиме с целью снижения аварийных ситуаций.
Данный тип неровности – эффективное средство, которое в отличии от знаков и разметки, сложно проигнорировать. Кроме «лежачих полицейских» к искусственным неровностям относятся и другие типы: колесоотбойники, делиниаторы, парковочные барьеры, поэтому уравновешивать эти названия не корректно.
Впервые лежачие полицейские начали использовать в США в начале ХХ века, хотя сам термин «спящий полицейский» пришел из Англии. Именно в этот период началась массовая автоматизация, что требовало изобретения подобного рода сооружения. Современные требования к искусственным неровностям и правила их эксплуатации регламентируются ГОСТ.
В соответствии с материалом изготовления, ИДН могут быть:
- монолитные;
- резиновые;
- полимеркомпозитные.
Обязательные требования к готовым изделиям – прочность, эластичность, высокий коэффициент сцепления с поверхностью. Они стойкие к перепаду температуры (от -40 до +50 °С) и механическим повреждениям. Система защиты против обледенения предотвращает нарушение непосредственных функциональных особенностей при смене температуры воздуха и осадков.
По своей сути лежачий полицейский – это сборная конструкция, которая состоит из необходимого количества элементов (средних и концевых). Количество средних частей зависит от необходимой длины. Она может быть самых разных размеров в зависимости от ширины дороги. Допускается отступ от бордюров при установке не более 20 см, что предотвратит возможность объезда препятствия. Ширина составляет 300мм, 500мм, 900м или 1100мм. Сертифицированные изделия имеют высоту не боле 7 см. Для повышения срока службы, устойчивости к деформациям – резиновые элементы укрепляют металлической сеткой, армируют металлокордом. При проезде на оптимальной скорости не повреждают подвеску транспортного средства.
Иногда можно встретить искусственные неровности из бетона или асфальта. Они сложны как в изготовлении (формирование правильной высоты), так и в демонтаже.
Требования к дорожным неровностям
- перед размещенным ИДН должны быть установлены знаки, требующие ограничение скорости, а также предупреждающие об искусственной неровности;
- обязательна дорожная разметка «шахматные квадраты»;
- необходимо наличие на поверхности изделия светоотражающих элементов (не менее 15% от общей площади);
- выбор габаритов происходит в зависимости от разрешенной скорости движения;
- размещать изделие можно только на освещенной территории.
Несоответствие какому-либо условию требует немедленного исправления. Так, к примеру, при разрушении светоотражающих элементов или снижении их характеристик ниже нормативно-допустимого уровня, необходимо их заменить на новые. Для предотвращения аварийных ситуаций, а также обеспечения сохранности дорожного покрытия обязательно наличие качественного водоотвода с проезжей части. Несоответствие перечисленным требованиям, представляет опасность не только для автомобилей, но иногда и для пешеходов.
Рекомендации по установке
Крепить изделия можно на бетонное или асфальтовое дорожное покрытие. При этом нужно учитывать состояние покрытия, чтобы продлить его строк эксплуатации. На ровный асфальт подойдет изделие из полимеркомпозита. Если же присутствуют неровности, изъяны – лучше использовать резиновые дорожные неровности. Они более плотно прилегают к поверхности. Чем качественней дорожное покрытие, тем выше будет срок эксплуатации искусственной неровности. Каждая часть (центральная или боковая) имеет отверстия под анкера и боковые выступы для прочного сцепления. Крепятся геометрически совместимые элементы к покрытию анкерными болтами длиной не меньше 120мм. Между собой плотно соединяются посредством пазов (пластин).
Где устанавливаются:
- интенсивные пешеходные переходы;
- аварийные участки дорог;
- на подъезде к сложным перекресткам;
- возле учебных заведений, спортивных и игровых площадок;
- территории торговых центров, вокзалов, стадионов;
- выезды из гаражей и т.п.
Работу по монтажу лучше доверять специалистам. Так как при использовании изделия подвергаются значительным механическим нагрузкам, атмосферным осадкам и влиянию других факторов, то все необходимо выполнять правильно и качественно. Должна быть возможность при необходимости демонтажа (например, для уборки снега с территории) или замены отдельных ее частей без повреждения. Недопустимо использование нецелостных изделий, с выступающими отдельными элементами (деталями), так как это чревато повреждением автомобильных шин. При полном демонтаже ИДН необходимо убрать крепежи, соответствующие знаки, регулирующие дорожное движение, разметку, заделать получившиеся отверстия в дорожном покрытие.
Запрещается установка «лежачих полицейских» в следующих местах:
- федеральные и скоростные трассы;
- многополосные дороги (от 4-х и больше) вне населенных пунктов;
- эстакады, мосты, зона под ними, тоннели;
- территории возле железнодорожных переездов;
- остановки общественного транспорта;
- подъезды к экстренным службам (больницы, пожарные службы).
Размещать произвольно лежачих полицейских запрещено. При необходимости следует обратится с просьбой в местную администрацию или ГИБДД. Писать заявление лучше с подробной аргументацией потребности. При этом стоит учесть, что придется некоторое время ждать разрешения. Непозволительно применять более пяти единиц изделий на одном участке трассы. В любом случае необходимо получить одобрение установки неровностей в местной администрации. Реализовать работы по монтажу могут только организациям, имеющим разрешения (лицензию) на работу подобного рода. При наличии средств закупить оборудование можно самостоятельно.
Проезд лежачего полицейского
Большое количество вышеупомянутых ИДН установлены с нарушением правил. Неосторожный наезд на искусственную неровность чреватый повреждением ходовой части автомобиля, с последующим вызовом эвакуатора, а иногда и травмами водителя и пассажиров. К поломкам может привести как пересечения дорожной надстройки на скорости, так и с выжатой педалью тормоза. Для минимизации ударной силы необходимо максимально разгрузить подвеску. При этом препятствие проходится на заблаговременно сброшенной небольшой скорости (20-40км/ч). Опасны «лежачие полицейские» для автомобилей с низким клиренсом. Их повреждение в большей мере происходит из-за неправильной установки неровности.
Если при соблюдении всех правил проезда вы все же повредили автомобиль, можете попробовать одержать компенсацию через суд. При проблемах такого рода стоит вызвать наряд ГИБДД (как при ДТП). Они оформят происшествие и выдадут постановление, с которым можно обратится в суд. Также необходимо произвести фото фиксацию нарушений требований ГОСТ к установлению лежачих полицейских: проверьте наличие всех элементов конструкции, надлежащих знаков, светоотражателей. Зафиксировать нужно и места повреждения вашей машины. Согласно ГОСТу, использование поврежденной неровности запрещается. Срок устранения дефектов не должен превышать 3 дней с момента их обнаружения.
В соответствие с рекомендациями, перед проездом через искусственную неровность необходимо снизить скорость и, опустив педаль тормоза, двигаться примерно 40 км/ч. Стоит все же отметить, что жестких ограничений на этот счет нет. Автомобили с мягкой подвеской могут без особого дискомфорта преодолеть дорожные неровности и на скорости, немного превышающей указанную. Но с жесткой лучше не экспериментировать – это может пагубно сказаться на состояние автомобиля и комфорте пассажиров. Если проезжая часть довольно широка и нет других транспортных средств, можно проезжать помеху по диагонали, под небольшим углом.
Ну и в заключение, ИДН – это эффективное средство для организации безопасного движения на дорогах. Их изготовление из высококачественных материалов обеспечивает длительный период эксплуатации, а установка в соответствии со стандартами ГОСТ – способствует надежному функционированию. Желаем безопасных и хороших дорог!